Страховое право
Социальное обеспечение и пенсионное законодательство
Налоговое и бюджетное законодательство
Корпоративное сопровождение
Индивидуальное сопровождение нерезидентов
Оптимизация налогообложения
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Суды общей юрисдикции и мировые суды
Кассационные, апелляционные, надзорные инстанции
Международные инстанции
Семейное право
Административное право
Трудовое право
Создание юридических лиц «под ключ» и их ликвидация
Банки и кредиты
Исполнительное производство

Вопросы пенсионного обеспечения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Тем не менее, практическая реализация права граждан на пенсионное обеспечение зачастую сопряжена с трудностями, решить которые в ряде случаев можно лишь в судебном порядке.

Законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды государственного социального обеспечения (например, трудовые пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии, компенсационные выплаты и т.д.) При этом наиболее распространенным видом пенсий являются трудовые пенсии по старости.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным законом. Статьей 5 указанного Закона устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Итак, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой трудовая пенсия по старости?

По общему правилу правом на пенсионное обеспечение пользуются мужчины и женщины, достигшие возраста 60 и 55 лет соответственно и имеющие не менее 5 лет страхового стажа, однако законодательством предусмотрена возможность досрочного назначения пенсии некоторым категориям граждан при условии соблюдения ими ряда установленных законом условий. Большую часть обратившихся за досрочным назначение трудовой пенсии по старости обычно составляют педагогические работники, медицинские работники, а также работники, занятые на работах с вредными или тяжелыми условиями труда.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав (глава VI). В частности, в п.1 ст.27 указанного федерального закона поименован перечень лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.  При этом статьей предусматривается определенная продолжительность трудового стажа, достижение определенного возраста, а также возможность уменьшения необходимого возраста.

Орган пенсионного обеспечения в установленный законом трехмесячный срок после подачи гражданином заявления о назначении пенсии и соответствующих документов выносит решение о назначении / об отказе в назначении пенсии с указанием причин. В случае отказа предусмотрена возможность его обжалования в судебных органах.

Наиболее частой причиной отказов в назначении досрочной трудовой пенсии является несоответствие занимаемой должности (либо наименования учреждений) поименованным в соответствующих Списках, а также несоблюдение ряда законодательно закрепленных условий (занятость в течение полного рабочего дня, выполнение нормы рабочего времени и т.п.).

Остановимся более подробно на особенностях рассмотрения в суде вышеуказанной категории споров.

Законодательно установлено, что при определении права на досрочную пению может применяться как порядок, непосредственно вытекающий из норм законов и прочих нормативных актов, действующих на момент назначения пенсии, так и порядок, предусмотренный законом на момент выполнения соответствующих работ. Законодатель также не устанавливает ограничения по порядку применения, то есть к одному периоду может применяться один порядок, к другому – другой.

Пунктом 2 статьи 27 федерального закона №173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсиях по старости в соответствии с нормами закона №173-ФЗ, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае досрочного назначения пенсии педагогическим работникам в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные 29.10.2002 года Постановлением Правительства РФ № 781. До вступления в силу указанных Списков действовали Список от 06.09.1991г. №463 (применяется за период работы до 01.11.1999г.), Список от 22.09.1999г. №1067 и Правила от 22.09.1999г. №1067 (за периоды работы с 01.11.1999г. до 01.01.2002г.).

При этом в соответствии с Правилами периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, учитываются в стаж независимо от выполнения нормы педагогической нагрузки, а с 1 сентября 2000г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени за ставку заработной платы. Непосредственной обязанностью гражданина является представление соответствующей уточняющей справке, в которой работодатель укажет льготные период работы, а также наличие/отсутствие отвлечений от основной работы, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж (отпуска без сохранения заработной платы, прогулы и т.п.).

До недавнего времени большое количество дел по включению периодов работы в педагогический стаж, рассматриваемых в суде, составляли иски о включении периодов работы в должности «пионервожатая», а также в детских дошкольных учреждениях. Позиция судебных органов в большинстве случаев основывается на следующих обстоятельствах: Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, утратившего силу с 01.10.1993г. учителям и другим работникам Просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась работа в штатных должностях пионервожатых. Периоды такой работы засчитывались в стаж только при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. При этом необходимо отметить, что работа в качестве пионервожатых, имевшая место после 01.10.1993г. в специальный педагогический стаж засчитываться не должна. Указанное также подтверждает и правовая позиция Конституционного суда изложенная в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суду следует исходить из того, что если гражданином выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию, то этот период подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии.

Включение в специальный трудовой стаж периодов работы с вредными и тяжелыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ также нередко происходит с помощью судебных органов, при этом истцы в ходе рассмотрения дела ошибочно полагают, что запись в трудовой книжке, подтверждающая факт работы в соответствующей должности, является достаточной для возникновения права на досрочную трудовую пенсию, что противоречит п.2 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ.

Отдельно следует остановиться на периодах, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж на основании п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. Данными Правилами предусмотрено, что в стаж включаются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также период ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Курсы повышения квалификации, учебные отпуска и т.п. в данный перечень не входят. Тем не менее, на практике суды в большинстве случаев включают указанные периоды в стаж, мотивируя это тем, что в указанные периоды за работником сохраняется ставка заработной платы, направление на курсы происходит по инициативе работодателя, прохождение таких курсов необходимо для выполнения работником своих трудовых обязанностей и т.п.).

Кроме того, при рассмотрении споров, связанных с пенсионным обеспечением, необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ и пункта 4 раздела 1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» №27-ФЗ подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета согласно документам, представленным работодателем. При этом в соответствии с п.3 ст.13 вышеуказанного закона характер работы (необходимое условие для льготного пенсионного обеспечения в большинстве случаев) свидетельскими показаниями не подтверждается. Таким образом, расхождения в сведениях о стаже и заработке работника, представленных работодателем, и в записях в трудовой книжке работника зачастую влекут для последнего необходимость отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на установленные ст.39 Конституции гарантии следует четко представлять, что назначение пенсии на льготных условиях (то есть ранее общеустановленного пенсионного возраста) законодательно поставлено в зависимость от выполнения определенных условий. Право на социальное обеспечение по достижении общеустановленного пенсионного возраста существует для всех граждан РФ, назначение же льготной (досрочной) трудовой пенсии возможно только при условии выполнения всех требований, установленных федеральным законом №173-ФЗ, а также подзаконными актами.

 Юлия Михайлова, юрист (с)

 

 

 

Режим работы:

Ежедневно: с 9.00 до 18.30
Воскресенье: с 10.00 до 16.00

+7 (906) 2000628